Блог

Виды современных тренингов и методология их создания

Основные направления при создании тренинга

При создании тренинга учитель ориентируется на одно из 2 направлений: цели заказчика либо своя идея. В основном проводятся тренинги, которые созданы под заказ. Собственные тренинги наставник создает исходя из потребности ситуации. Проводятся и психологическое обучение по решению проблем клиентов, где тренер воплощает свою идею. Такие тренинги очень близки к психологически школам, а тренер зачастую лишь оформляет и воплощает главные идеи психологии.

В бизнес-процессах нет школ тренинга. Поэтому тренер рассматривает конечной целью результат, который ему необходимо достигнуть. Эти занятия полностью строятся под заказчика, что отличает их от тренингов в психологии, где они подстраиваются под конкретного клиента.

Тренер, его роль в методологии создания тренингов

Создавая тренинг, тренер реализует множество функций в зависимости от заказанного или собственного тренинга, которые он воплощает в ролях. Он может выступать продюсером, режиссером, сценаристом, актером, оператором, директором и т.д.

Если это тренинг на заказ, то сценаристом и продюсером будет заказчик, тренер лишь выступает актером, оператором, режиссером тренинга. Чем лучше он воплотить сценарий заказчика, тем больше его успех. Перед такими занятиями надо очень подробно выяснить у заказчика все вопросы, его запросы, видение конечной цели, по каким критериям он будет оценивать эффективность занятия.

В собственном сценарии тренинга тренер выступает уже главным лицом, уже он пишет сценарий и является продюсером. Это проще тем, что такой тренинг рассчитан на больший круг аудитории, запросы он формирует сам. Сложнее тем, что этот тренинг предлагать будет уже сам тренер, в отличие от заказного. Такие открытые тренинги от бизнес-тренера представлены в цикле 3ТЛ проектов.

Виды современных тренингов

Выбрав направление тренинга, нужно понять, что будет создавать тренер. Метафора эстрады тут очень уместна. Тренер – это композитор, который будет создавать «попсу», «шансон» или «джаз». Можно комбинировать эти виды в зависимости от конкретных условий.

«Попса»

Этот вид обучения отличается небольшим набором стандартных, распространенных приёмов для широкого круга обучаемых. Строятся они по чётким правилам, занятия расписаны поминутно, структура занятия четкая, имеет строку структуру. Любой тренер знает как их проводить, а небольшие изменения в них могут сформировать тренинг под любую потребность.

В своей массе это копии с западных тренингов, которые ассимилированы под местный рынок и менталитет населения. Достаточно создать один раз такой тренинг и его можно потом использовать бесчисленное количество раз. Четко расписанные от первой до последней минуты они предлагаются всем заказчикам с предоставлением обширных раздаточных материалов, результатов проведения, списков компаний, для которых были проведены. Но при этом, тренинг позиционируется как индивидуально сформированный под требования заказчика.

Даже предварительное снятие запросов у заказчика не изменит структуру тренинга – все жестко расписано, структурировано и заранее построено. Сам тренинг ведется по правилам, которые расписывает тренер. Он оговаривает поведение публики, рамки дозволенного, проводит разминочные упражнения, и доносит информацию, чередуя её с отработкой материала. Участники вовлекают в тренинг, но сбор информации не проводится. Все замкнуто на личности тренера, его способностях. Эффективность таких тренингов невысокая, так как они слабо формируют у клиентов нужные навыки. Участники видят мастерство тренера, но делают неутешительный вывод, что у них так не получится. Интересные приемы тренера делают процесс занятий интересными, краткосрочно заряжают энергией и бодрости, но реального полезного смысла не несут.

«Шансон»

Шансон более адаптирован к жизненным ситуациям. В них тренер уже в некоторой степени слушает участников, берет в расчет их опыт. Он знает конечную цель, что ему необходимо получить, тренинг основан на подготовленном материале. Однако в основном тренер работает с навыками и умениями, которые уже есть у участников. Именно на их базе и делается структура занятия. В процессе дается материал для улучшения навыков и поведения, присутствует творческий элемент.

Тренером принимается в расчет опыт аудитории, структура тренинга менее жесткая, возникает обратная связь от участников, во время которой тренер отмечает, какие именно умения и навыки нужно сформировать. Тренер учит проводить анализ своего поведения, обобщает результаты, предоставляет необходимую информацию. После этого практически все это опробуется и закрепляется. Тренинг более гибкий, трудный, не так детально прикреплен к выписанному сценарию, предполагает элементы новизны, импровизации.

«Джаз»

Данный вид полностью является самым эффективным и основан на импровизации учителя. Глобально строится на опыте участников, предполагает большой уровень мастерства. Тренер не выкладывает необходимые знания, они добываются в процессе занятия. Он дает возможность каждому продемонстрировать себя, проявить свое мнение, знания, силы и способности. Очень актуальны они там, где постоянно меняются существенные условия для занятий. В данном случае жесткая структура уже лежит внутри тренера, а занятие проводится в полном взаимодействии с группой. Это творческий процесс, который нельзя заранее выписать и подготовить.