Блог

Формы группового обучения

Современные формы группового обучения персонала, которые теперь активно используются во всех странах мира, впервые были придуманы и опробованы на Западе. Положительный опыт западных тренеров стал скрупулезно и тщательно перениматься другими странами, адаптироваться к местным условиям, специфике ведения бизнеса, менталитет населения.

Основным значимым критерием создания учебной программы тренинга, которая и определяет форму проведения обучения, является цель занятия. Всё содержание программы, способ проведения формируется исходя из цели.

Определение цели проведения тренинга даёт ответы на существенные, значимые вопросы: «Когда проводить тренинг?», «Где?», «В какой срок?», «Какую форму группового обучения выбрать?», «Кто наиболее эффективно проведет обучение?» и прочее.

Обязательно нужно учесть индивидуальные особенности, характерные черты, личностные нюансы каждого сотрудника и всей в целом аудитории, с которыми организовывается тренинг.

Существующие методы группового обучения наиболее эффективны, если в них проявляется индивидуальный подход к потребностям сотрудников. В процессе обучения всегда возникают сложности и препятствия, каждая форма обучения отличается сильными и слабыми сторонами. Необходимо уметь правильно применять нужный вид группового обучения, извлекать максимальную пользу и выгоду, и на этом базировать составление программы тренинга.

Программы обучения можно разделить по степени активности, удаленности от рабочего места, форме проведения и так далее.

К примеру, активные формы группового обучения вовлекают в процесс тренинга обучаемых, заставляет проявлять их активность. Пассивные строятся только на участии тренера и полного исключения из процесса аудитории. Занятия могут проводиться с отрывом от выполнения профессиональных обязанностей и без отрыва, когда обучение умело интегрировано в процесс выполнения своей работы и тут же, на рабочем месте практические применяются.

Существует множество форм группового обучения: тренинг, лекции, семинары, тренировки, игры, обучение.

Тренинг менее информативен, чем лекция, но зато более эффективно и глубже меняет сущность человека, его поведение. На тренингах человек вовлекается в активный процесс, различные действия, это приводит к изменениям, которых нельзя достигнуть на лекции. Лекция служит для обучения и предоставления больших объемов информации, знаний, тренинг – для развития личности, внесения существенных изменений в глубине личности.

Семинар отличается большой информативностью. Когда человек своими словами пытается пояснить ту или иную информацию, мысли, убеждения, это глубоко откладывается в его мозгу и надолго запоминается. В процессе семинара умелый тренер вовлекает аудиторию в обсуждение, дискуссию по определенному вопросу, при этом умело стимулирует развитие собственного мышления у группы. Он заставляет людей вникать в суть тех или иных процессов, простых слушателей превращает в активных участников. Однако, на тренингах обучаемые получив определенные знания, тут же реализуют и отрабатывают их практически. Закрепленные практикой знания усваиваются глубже и прочнее.

Во время тренировки после предоставления обучающей информации, люди обязательно занятии проведением различных групповых или парных упражнений, во время которых отрабатывается четко поставленная цель. Все усилия направлены на реализацию вполне конкретной задачи.

Игры могут часто использоваться как составной элемент тренинга, в виде отдельных практических упражнений, игровых сюжетов, проигрыша целых теоретических блоков со сложной динамикой и большим масштабом.

Обучение моделирует различные ситуации, моменты в рабочем процессе, однако не являются полноценным полным отождествлением. Это декорации вполне реальных этапов работы, которые дают возможность провести эксперимент, проиграть различные варианты развития ситуации. Можно опробовать новые схемы, методики, попробовать освоить новые возможности, перед реализацией их в реальной жизни.

Среди всех форм тренинги являются наиболее универсальной системой обучения персонала, в рамках которых можно гармонично использовать любые другие формы. Они являются отличной формой получения личного, жизненного и профессионального опыта. При этом не приемлет только пассивный способ информационного обогащения. Для изменений должны быть смоделированы конкретные ситуации, созданы определенные условия для поведения, применены различные игровые ситуации.

Специалисты выделяют 5 основных форм группового обучения, которые наиболее часто применяются в групповых тренингах:

Формы группового обучения

  1. Групповые дискуссии. Обсуждаются спорные моменты, точки зрения, стратегии поведения в ситуациях. Дискуссия позволяет обговорить и рассмотреть проблему под различными углами зрения, пережить неожиданные ситуации, выработать самостоятельную позицию у каждого обучаемого, прийти к совместному общему решению.
  2. Игровая методика. При обучении используются ролевые и деловые игры, при этом важная роль отводится не достижению конечной цели, а процесс проведения. Все действия строятся по определенным правилам, сам процесс сопровождается эмоциональным напряжением. Кроме того, в игре взаимодействует вся вовлеченная в нее группа, при этом проявляются индивидуальные черты поведения каждого участника в процессе проигрывания групповой ситуации.
  3. Моделирование ситуаций. Для раскрытия поведения людей создается наиболее комфортная для группы ситуация, а затем она проигрывается. Наглядно проявляет положительные и отрицательные шаблоны поведения людей, дает возможность проанализировать и откорректировать их, научить контролировать сове поведение и мыслить иначе.
  4. Техники развития сенсорной чувствительности. Обучаемым преподаются навыки оценки других людей и себя лично. На основе специальных знаний, передается техника вербальной и не вербальной оценки, восприятия окружающих людей, степень влияние других людей на собственное мнение и поведение.
  5. Медиативная техника. Во время ее снимается усталость, излишнее напряжение, концентрируется энергия для раскрытия личности, внутренних ресурсов. Корректируется состояние обучаемых – физическое, эмоциональное, психологическое, при этом сотрудники становятся значительно устойчивее к нестандартным и стрессовым ситуациям.